МАДОУ детский сад №51 город Томск

Перспективный план работы по экологическому воспитанию в старшей группе

 Перспективный план работы по экологическому воспитанию в старшей группе

 

Ме-сяц

 

Неделя

 

 

Тема

 

 

Цель

 

 

Формы работы с детьми на занятиях и вне занятий

 

 

1-я

 недели

Занятие 1

«Что нас окружает?»

Воспитывать бережное отношение к природе; учить различать объекты, созданные природой и человеком; расширять представление о содружестве человека и природы, о положительном и отрицательном влиянии человека на природу.

1. Беседа о том, что создано природой, а что руками человека

2. Игра «Составь красивые постройки»

3. Психогимнастика «Добрые камешки»

4. Сюрпризный момент: встреча с волшебником

5. Игра «Путешествие на необитаемый остров»

6. Игра «Хорошо – плохо»

2-я

 недели

Занятие 2

«Воздух»

Развивать личность ребенка, психические качества (ощущение, восприятие, память, внимание, речь), мыслительные операции, творческое воображение, познавательные интересы; расширить знания детей об окружающем мире: свойства воздуха, земли, воды, огня, взаимодействие между ними; формирование общеучебных умений и навыков; подготовить ребенка к школьной жизни: воспитание усидчивости, развитие умения слушать, управлять своим поведением, работать в коллективе

1. Практическая работа «Есть воздух»

2. Этюд «Камень и почва»

3. Опыт «Свойства воздуха»

4. Этюд «Надуваем шар»

5. Опыт «Всегда ли воздух одинаков?»

6. Эксперимент «Игрушка прыгает с парашютом»

7. Опыт «Теплый воздух поднимается вверх»

8. Чтение: Дитрих А., Юрмин Г. «Почемучка», с.99: «Откуда прилетел ветер?»

3-я неделя

Занятие 3

«Воздух, вода и свет»

Дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода и свет для всего живого на земле; научить понимать, что чистый воздух необходим для здоровья человека, что чистая вода (родники) – это бесценный дар природы; подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений

1. Беседа

2. Игра «Ручеек»

3. Игры с водой

4. Обсуждение свойств воды и воздуха

5. Беседа о роли света в жизни человека и растений

6. Игра «Солнечные зайчики догоняют друг друга

7. Рисование свечой

4-я неделя

Занятие 4

«Чистый воздух и вода – богатство страны»

Дать детям представление о планете Земля, атмосфере; расширить знания о роли воды, воздуха, солнца в жизни человека. Воспитание бережного отношения к чистоте воздуха и воды

 

1. Беседа

2. Знакомство с глобусом

3. Чтение сказки «Спор»

4. Игра «Ручеек»

5. Беседа «Откуда в кране вода?»

Октябрь

1-я неделя

Занятие 1

«Водоемы родного края»

Учить грамотно отвечать на вопросы; способствовать развитию внимания; воспитывать бережное отношение к природе; совершенствовать знания о родном крае; развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, желание изобразить обитателей водоема, используя полученные ранее умения; развивать мелкую моторику рук..

1. Вводная беседа

2. Работа с картой области

3. Беседа

4. Игра «Кто это потерял?»

5. Физкультминутка «Лягушки»

6. Рисование «Гость из водоема»

2-я неделя

Занятие 2

«Овощи и фрукты»»

Уточнить представления детей о фруктах и овощах: названиях, форме, цвете, вкусе, запахе, твердости (мягкости); развивать речь, сенсорные способности, формировать умение объединять плоды по сходному признаку

1. Рассматривание, обследование и описание плодов

2. Игра «Фрукты и овощи»

3. Распределение плодов по цвету

4. Распределение плодов по форме и вкусу

5. Загадки

6. Лепка овощей и фруктов

3-я неделя

Занятие 3

«Могут ли овощи принести вред нашему здоровью?»

Закрепить знания детей об овощных культурах, об их пользе. Сформировать представление детей о нитратах. Рассказать о том, в каких растениях они содержатся и какой вред приносят человеку. Дать представление о том, что нитраты можно удалить из овощей, и тогда они не будут опасны. Развивать логическое мышление.

1. Беседа

2. Игра «Вершки и корешки»

3. Рисование «Нитраты в овощах»

4. Загадки

4-я

неделя

Занятие 4

«Как звери к зиме готовятся»»

 

Закрепить знания детей о диких животных; учить детей мыслить логично, ставить вопросы, делать правильные умозаключения; развивать у детей речевую активность, творческое воображение, наблюдательность, смекалку; воспитывать интерес к природе..

1. Вступительная беседа. Загадки

2. Рассматривание картин с изображением диких животных, летнего леса

3. Игра «Да – нет»

4. Беседа о лесе

5. Логическая задача «Что рассказал еж?»

6. Чтение рассказов В. Бианки «Мышонок Пик», «Готовятся к зиме», «Запасы овощей»

Ноябрь

1-я неделя

Занятие 1

«Перелет птиц»

Учить детей доброте, бережному отношению к природе; воспитывать бережное отношение к птицам; знакомить с особенностями их жизни, помочь испытать радость от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц от гибели; дать детям элементарные сведения о том, чем кормят птиц зимой.

1. Беседа о зимующих и перелетных птицах

2. Рассматривание иллюстраций

3. Пальчиковая игра «Полет птиц»

4. Чтение стихотворения С. Михалкова «Птичья столовая», рассказа Г. Скребицкого и В. Чаплиной «Появились синички»

5. Наблюдение на прогулке за птицами

6. Загадывание загадок

2-я

неделя

Занятие 2

«Человек – часть природы»

Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой (человек и природа – единое целое); совершенствовать речь детей; развивать фантазию; воспитывать у детей чистоплотность, аккуратность и желание быть здоровыми.

1. Вводная беседа. Органы зрения

2. Гимнастика для глаз

3. Беседа «Органы слуха»

4. Чтение стихотворения «Уши» Э. Мошковской

5. Беседа о зубах

6. Игра «Полезные – неполезные»

7. Игра «Свет мой, зеркальце, скажи…»

3-я

неделя

Занятие 3

«Растения лечат»

Познакомить детей с лекарственными растениями, дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения, о правилах их сбора.

1. Путешествие в сказку «Колобок»

2.Беседа Колобка о том, чем лечат детей мамы

3. Игра «Путешествие в лес»

4. Правила заваривания чая

4-я

неделя

Занятие 4

«Волшебница - осень»

 

Обобщить и систематизировать знания детей об осени; интегрировать ознакомление с сезонными изменениями в природе с формированием эстетических представлений; формирование эстетических представлений; формирование экологической культуры личности дошкольника; воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

1. Слушание отрывков из произведений П. Чайковского и А. Вивальди «Времена года»

2. Рассматривание иллюстраций с явлениями природы

3. Чтение пословиц, поговорок и примет

4. Отгадывание загадок

5. Игры «Зайка», «Снегирек», «Четвертый лишний»

6. Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Унылая пора!..»

Декабрь

1-я

неделя

Занятие 1

«Удивительный лес»

 

Уточнить и расширить имеющиеся представления детей о лесе и его обитателях; показать взаимосвязь и взаимодействие живых организмов леса; формировать представление об условиях среды, к которой приспособились животные и растения; развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, а также память, связную речь, умение анализировать, делать выводы; воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к лесу.

1. Беседа о лесе

2. Рассматривание иллюстраций с изображением леса и альбома «Звери леса»

3. Составление кроссворда «Растения леса»

4. Заучивание пословиц о лесе

5. Отгадывание загадок о лесных зверях

6. Рассказ воспитателя о росте растений

7. Игра «Что растет в лесу?»

8. Игра «Кто живет в лесу?»

9. Упражнение «Разговор с лесом»

2-я

неделя

Занятие 2

«Домашние животные – друзья человека»

Выявить и систематизировать представления детей о домашних животных; продолжать знакомить детей с домашними животными (разными породами коров, лошадей, коз, овец), установить взаимосвязь и зависимость жизни животных от человека; формировать понятие «домашние животные»; познакомить с трудом животноводов, рассказать, чем он интересен, полезен и почетен; учить передавать в движениях, жестах повадки животного под комментарий воспитателя; развивать мышление, фантазию, интерес к домашним животным, желание помогать взрослым по уходу за ними; воспитывать заботливое отношение к животным.

1. Загадки о знакомых домашних животных

2. Чтение рассказов: «Обыкновенная кошка» В. Чаплиной, «О чабане Трояне» В. Сухомлинского, «Маленький соколик», «Кружка молока» Л. Воронковой

3. Рассказ воспитателя

4. Рассматривание иллюстраций

5. Динамическая пауза «Кто как передвигается?»

3-я

 неделя

Занятие 3

«Дикие животные»

 

Уточнить и расширить представления детей об образе жизни ежа, белки, зайца, медведя, лося, способах их самозащиты от врагов; учить замечать основные признаки, характеризующие понятие «дикие животные»; учить давать развернутые высказывания, развивать фантазию, воображение; воспитывать интерес, добрые чувства к животным.

1. Загадки

2. Рассматривание иллюстраций

3. Беседа «Эти удивительные животные»

4. Чтение стихов и рассказов о животных леса

5. Рассказ воспитателя

6. Творческое задание: придумать фантастическое животное и зарисовать его

4-я

неделя

Занятие 4

«Экзотические животные»

 

Выявить имеющиеся у детей знания об экзотических животных; углубить представления детей о льве, тигре, слоне, обезьянах, кенгуру; развивать интерес к экзотическим животным, желание больше узнать о них; воспитывать доброе и чуткое отношение к животным; дать сведения о заповедниках и зоопарках.

1. Рассматривание иллюстраций

2. Загадки

3. Чтение рассказов: «Про слона», «Про обезьянку» Б. Житкова; «Лев и собачка» Л. Толстого и др.

4. Рассказ воспитателя «Кто кого боится?»

5. Рассказ воспитателя «Экзотические животные»

6. Решение кроссворда «Зоопарк»

Январь

2-я

неделя

Занятие 1

«Снег и его свойства»

 

Уточнить и расширить представления детей о снеге; помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства; вызвать радость от открытий, полученных из опытов; учить детей анализировать, делать выводы; развивать мышление, интерес к зимним явлениям неживой природы; учить грамотно формулировать свой ответ.

1. Загадки

2. Беседа «Что такое снег?»

3. Игры в снежки без снега

4. Изотворчество «Рисунок из ваты»

5. Беседа «Пришла зима – снег и радость принесла»

6. Наблюдение за снегом, рассматривание снежинок, игры со снегом, опыты

7. Чтение стихов «Снег» Н. Бромлей, «Первый снег» Е. Трутневой, «Снег идет» М. Познанской.

8. Чтение рассказа В. Архангельской «Летят снежинки – пушинки»

3-я

 неделя

Занятие 2

«Как звери в лесу зимуют»

Познакомить детей с жизнью диких животных в лесу зимой; сформировать умение выделить и охарактеризовать особенности внешнего вида животных, образа их жизни; заложить основы экологического воспитания; воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.

1. Вводная беседа. Встреча с Лесовичком

2. Загадки о животных

3. Кукольный театр

4. Физкультминутка «Прогулка в лесу»

5. Игра «Чудесный мешочек»

6. Игра «Сложи открытку»

7. Пословицы о природе

4-я

неделя

Занятие 3

«Жизнь птиц зимой»

 

Уточнить представления детей о жизни зимующих птиц, сформировать желание помогать им; показать взаимозависимость живой и неживой природы; совершенствовать грамматический строй речи, развивать мышление, навыки звукового и слогового анализа слов; развивать общеречевые навыки; совершенствовать навыки чтения; воспитывать доброе отношение к природе.

1. Вводная беседа

2. Чтение отрывка из рассказа К.Д. Ушинского «Проказы старухи зимы»

3. Беседа по прочитанному произведению

4. Д/и «Поломанные слова»

5. Беседа о зимующих птицах

6. Игра с мячом «Кого чем угостим?»

7. Изготовление кормушек

Февраль

1-я неделя

Занятие 1

«Зимние явления в неживой природе»

 

Развивать игровой замысел, обучать детей отвечать на поставленные вопросы; активизировать ласкательные существительные; закрепить знания о зимних явлениях; вызвать положительные эмоции; развивать творческую фантазию и воображение; воспитывать бережное отношение к природе.

1.  Беседа о свойствах снега

2. Игра «Снежки»

3. Наблюдение за свойствами снега на прогулке

4. Лепка снеговика

2-я

неделя

Занятие 2

«Наблюдение за аквариумными рыбками»

Закрепить знания детей о том, что рыбы бывают разные по величине, окраске, форме тела, строению плавников; учить детей выделять признаки сходства и различия между рыбами; путем сравнения подвести детей к выводу, что у всех рыб есть общие признаки; развивать мышление, воображение, речь, укрепить желание ухаживать за рыбками.

1. Наблюдение за рыбками в аквариуме, их кормление

2. Загадки

3. Рассматривание открыток

4. Беседа «Что такое аквариум? Кто в нем живет?»

5. Игра «Где спряталась рыбка»

6. Моделирование аквариума с рыбками

3-я

 неделя

Занятие 3

«Посадка лука»

Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию лука; учить создавать ситуацию опыта; развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать эти изменения  с условиями, в которых они находятся; учить связывать причину и следствие, правильно строить суждения и делать выводы; закреплять умение правильно отражать наблюдения в рисунке

1. Изучение строения луковицы

2. Обсуждение условий проращивания лука

3. Постановка опыта

4. Зарисовка

4-я

неделя

Занятие 4

«Зимушка – зима»

 

Уточнить и конкретизировать представления детей о характерных признаках зимы (самые короткие дни и самые длинные ночи, много снега, водоемы покрыты льдом, деревья стоят голые; изменение образа жизни животных, птиц, насекомых); учить устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в неживой природе; познакомить детей с образом русской зимы, переданным в различных произведениях искусства (в поэзии, музыке, декоративно-прикладных видах искусства), вызвать чувство любви к родной природе; подвести к пониманию жанрового изобразительного искусства, умение определять характер произведения; воспитывать эстетическое отношение к природе.

1. Наблюдение за природой

2. Отгадывание загадок о зиме

3. Чтение стихотворений «Зима! Крестьянин, торжествуя…» А.С. Пушкина, «Мороз – воевода» Н.А. Некрасова; потешек о зиме

4. Прослушивание музыкальных произведений П.И. Чайковского «На тройке"

5. Рассматривание иллюстраций

6. Беседа о характерных признаках зимы, происхождении и свойствах снега

7. Художественное творчество

8. Пляска – импровизация под русскую народную мелодию

Март

1-я

неделя

Занятие 1

«Комнатные растения. Уголок природы»

 

 

Обобщить представления детей об уходе за комнатными растениями; закрепить знания об основных потребностях комнатных растений, дать сведения о сигнальных признаках неудовлетворенных потребностей; обобщить знания о способах ухода за растениями (полив, удаление пыли, рыхление); развивать связную монологическую речь через умение рассказывать об особенностях строения растений, о выполнении своих действий с учетом структуры трудового процесса; развивать трудовые умения, соответствующие содержанию знаний; познакомить с новым видом ухода за цветами- подкормкой; воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться с природой как с живым организмом.

1. Наблюдение за развитием и ростом растений в уголке природы

2. Выращивание черенков, рассматривание корней

3. Рассматривание стеблей и листьев у разных растений

4. Игра «Назовите растение»

5. Беседа о строении растений

6. Беседа о правилах ухода за растениями

7. Удобрение растений

8. Пальчиковая игра «Цветок»

2-я

неделя

Занятие 2

«Посев семян помидоров для выращивания рассады»

 

Уточнить представления детей о том, из чего можно вырастить растение; закрепить знания детей об овощных культурах и их семенах (помидоры, огурцы); продолжить учить детей приемам посева семян; учить выращивать рассаду из семян; подвести детей к пониманию условий, необходимых для быстрого роста растений; развивать желание самим выращивать растения из семян.

1. Беседа о времени года, о посеве семян для рассады

2. Загадки

3. Показ приемов посева семян

3. Практическая работа

4. Игра «Волшебные экранчики»

5. Игра «Вершки и корешки»

6. Рассматривание иллюстраций с изображением помидоров

7. Беседа «В каком виде едят помидоры»

3-я

 неделя

Занятие 3

«Дикие и домашние животные»

 

Уточнить знания детей о животном мире. Систематизировать представления о многообразии домашних и диких животных и их связи со средой обитания. Развивать творческие способности и художественно – ручные умения. Воспитывать доброе отношение к животным, желание оберегать их.

1. Рассматривание изображений коровы и собаки, беседа

2. Рассматривание изображений лошади и зебры, их сравнение

3. Проблемная ситуация с игрушечной мышью

4. Д/и «Каких животных мы знаем?»

5. Лепка диких животных

6. Выставка работ «Кто живет в лесу?»

4-я

неделя

Занятие 4

«Хлеб – всему голова»

(с. 42,  Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова)

Познакомить детей с процессом выращивания хлеба; дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда; совершенствовать грамматический строй речи, упражнять в употреблении глаголов; развивать мыслительную активность, учить согласовывать прилагательные и существительные в роде и числе, учить разгадывать загадки; совершенствовать ручные умения и навыки; продолжать учить делать поделки из теста; воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду, понимание того, что труд каждого делает нашу жизнь, страну лучше и богаче.

1. Чтение рассказа Я. Тайца «Я здесь»

2. Беседа по прочитанному произведению

3. Чтение отрывка из сказки «Колосок» и обсуждение прочитанного

4. Лепка из теста

5. Д/и «Узнай на вкус»

6. Пословицы о хлебе

7. Рассматривание иллюстраций: «Вспашка», «Посев», «Уборка», «Появление всходов», «Хлеборобы»

Апрель

1-я

неделя

Занятие 1

«Культурные и дикорастущие растения»

 

Дать детям представление о дикорастущих и культурных растениях, ягодах, грибах, плодах, о правилах их сбора. Рассказать об их разнообразии, о том, что среди грибов, ягод, плодов есть съедобные и ядовитые. Научить детей по картинакам и тем признакам, которые приводятся в загадках и в объяснении педагога, различать грибы, плоды, ягоды.

1. Прогулка в лес

2. Игра «Назови цвет, форму, посчитай»

3.  Беседа «Растения, которые нас кормят»

4. Д/и «Угадай по вкусу, запаху»

5. Беседа «Дикорастующие плоды (ягоды, грибы, орехи). Их роль в природе»

6. Игра «В поле, в саду, в огороде, в лесу, на лугу»

2-я

неделя

Занятие 2

«Космос. Звезды. Вселенная»

 

Познакомить детей с основными планетами, дать элементарные понятия о планетах.

1. Игра «Кто знает, тот отвечает»

2. Беседа «Космос. Вселенная»

3. Беседа «Земля – космическое чудо. Вид из космоса»

4. Д/и «Расположи планеты правильно»

5. Аппликация «Космос»

6. Игра «Солнце и планеты»

7. Рассказ воспитателя о строении Солнечной системы

8. Рассказ воспитателя о созвездиях

3-я

 неделя

Занятие 3

«Насекомые»

 

Расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых; учить анализировать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи, делать обобщения; учить отвечать на вопросы; активизировать память и внимание детей; обогащать словарный запас; развивать связную речь и логическое мышление, звукопроизношение.

1. Загадки

2. Беседа «Что мы видим вокруг?»

3. Д/и «Четвертый лишний»

4. Д/и «Игра в слова»

5. Игра «Превращения»

6. Д/и «Хорошо – плохо»

7. Творческая работа

4-я

неделя

Занятие 4

«Одуванчик»

 

Воспитывать бережное отношение к одуванчику и другим лекарственным растениям. Закреплять знания о строении и назначении одуванчика. Развивать наблюдательность, речь ребенка. Уточнить представления о последовательности роста и развития растения.

1. Загадки об одуванчике

2. Чтение стихотворений об одуванчике

3. Беседа

4. Изучение строения одуванчика

5. Составление рассказа «Путешествие семечка»

Май

1-я

 неделя

Занятие 1

«Высадка рассады помидоров на грядку»

Уточнить знания детей о способах выращивания растений; познакомить детей с приемами высадки рассады; вызвать у детей интерес к выращиванию растений, радость от совместной работы; развивать наблюдательность, мышление, речь; воспитывать ответственность, желание ухаживать за растениями.

1. Беседа «Из чего можно вырастить растение?»

2. Игра «Растет, цветет и зреет»

3. Загадки

4. Знакомство с приемами посадки рассады

5. Коллективный труд: высадка рассады помидоров

6. Пальчиковая игра «Растение»

2-я

неделя

Занятие 2

«Природа и люди»

 

Закрепить знания детей о деревьях, воспитывать бережное отношение к родной природе.

1. Рассматривание иллюстраций с изображением деревьев

2. Чтение рассказов, заучивание стихотворений

3. Беседа  о лесе, деревьях

4. Рассматривание картины Шишкина «Дубовая роща»

3-я

 неделя

Занятие 3

«Весна - красна»

 

Уточнить знания детей о последовательности весенних изменений в природе (увеличение продолжительности дня, повышение температуры воздуха, рост и цветение растений, изменения в жизни животных, появление насекомых, прилет зимующих птиц); учить устанавливать связь между изменениями в живой и неживой природе; познакомить с образом весны в произведениях искусства, воспитывать чувство любви к природе.

1. Загадки

2. Беседа с использованием картин «Весна – красна»

3. Чтение стихотворения И. Сурикова «Весна»

4. Беседа по прочитанному произведению

5. Слушание романса П.И. Чайковского «Весна»

6. Рисование: «пришла весна с золотистым гребнем»

7. Чтение русских народных песенок и закличек на весеннюю тематику

4-я

неделя

Занятие 4

«КВН «Времена года»

 

Обобщить и ситематизировать представление о временах года по основным, существенным признакам: продолжительность дня и ночи, температурные условия, явления природы. Учить использовать полученные знания в играх, рисовании. Формировать умение обобщать по существенным признакам. Поддерживать интерес к явлениям живой природы. Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, чувство ответственности перед своей командой.

1. Приветствие команд

2. Д/и «Времена года»

3. Конкурс «Разминка»

4. Д/и «Назови художника»

5. Игра «Назови пословицы и поговорки о временах года»

6. Игра «Что перепутал художник?»

7. Игра с мячом «Бывает – не бывает»

8. Чтение стихотворений о временах года

9. Творческое задание: рисование портретов Зимы и Лета

 

Литература в помощь воспитателю

  1. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду»
  2. Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию»
14 декабря 2014 в 20:41

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.