Месяц |
Неделя
|
Тема
|
Цель
|
Формы работы с детьми на занятиях и вне занятий
|
|
1-я
недели |
Занятие 1
«Чтение английской сказки «Три поросенка» в обработке С. Михалкова. Анализ фразеологизмов, пословиц» |
Учить детей понимать эмоционально – образное содержание сказки, ее идею; развивать образность речи детей: умение подбирать определения, сравнения к заданному слову; подводить детей к пониманию значения фразеологизмов, пословиц. |
1. Рассматривание иллюстраций к английской сказке «Три поросенка»
2. Чтение сказки воспитателем
3. Беседа по прочитанному произведению
4. Пение песенки поросят
5. Игра – инсценировка
6. Динамическая пауза |
2-я
недели |
Занятие 2
«Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» |
Учить детей понимать эмоционально – образное содержание произведения; познакомить с шуточной сказкой «У страха глаза велики»; уточнить представления детей о жанровых особенностях произведения; подводить детей к пониманию значения пословиц, их места и значения в речи; учить придумывать связное повествование по содержанию пословицы. |
1. Чтение сказки
2. Беседа по прочитанному произведению
3. Чтение пословиц
4. Творческое связное повествование по содержанию пословицы.
5. Пальчиковые игры |
3-я неделя |
Занятие 3
«Заучивание стихотворения С. Когана «Листки» |
Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение С.Когана, передавая интонацией спокойную грусть осенней природы, чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения; упражнять в подборе эпитетов, сравнений, метафор при описании осенних пейзажей. |
1. Рассматривание осенних иллюстраций
2. Чтение стихотворения С.Когана «Листки»
3. Беседа по прочитанному произведению
4. Упражнение на произнесение фразы с разной интонацией
5. Чтение стихотворения детьми
6. Наблюдение на прогулке за осенними явлениями.
7. Чтение художественной литературы, стихов об осени.
8. Пальчиковые игры |
4-я неделя |
Занятие 4
«Чтение русской народной сказки «Лисичка – сестричка и серый волк» |
Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры и поступки персонажей; уточнить представления детей о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, загадки; упражнять в подборе определений, сравнений к заданному слову.
|
1.Беседа о жанровых особенностях произведений
2. Чтение сказки «Лисичка – сестричка и серый волк»
3. Беседа по прочитанному произведению
4. Рассматривание иллюстраций к сказке, рассказывание эпизодов сказки по иллюстрациям
5. Загадывание загадок о животных
6. Игра «На что похоже»
7. ТеатрБи-ба-бо |
|
Октябрь |
1-я неделя |
Занятие 5
«Заучивание стихотворения И. Мазнина «Осень» |
Закрепить знания детей о признаках осени в процессе рассматривания иллюстраций, вызвать эмоциональный отклик на картины осенней природы, желание выразить свои впечатления в образном слове; учить выразительно читать стихотворение наизусть, передавая интонацией задумчивость, грусть. |
1.Беседа о признаках осени с использованием иллюстраций
2. Чтение стихотворения И. Мазнина «Осень»
3. Беседа по прочитанному произведению
4. Рассказывание стихотворения детьми
5. Наблюдение на прогулке за осенними явлениями.
6. Чтение художественной литературы, стихов об осени. |
2-я неделя |
Занятие 6
«Рассказывание русской народной сказки «Хвосты» |
Учить осмысливать характеры персонажей, замечать изобразительно-выразительные средства, помогающие раскрытию содержания; обогащать словарь детей эпитетами, сравнениями; упражнять в подборе синонимов |
1. Рассказывание детьми о своих любимых сказках
2. Чтение русской народной сказки «Хвосты»
3. Беседа по прочитанному произведению
4. Рассматривание иллюстраций к сказке
5. Д/и «Чей хвост?»
6. Динамическая пауза «Кто как передвигается» |
3-я неделя |
Занятие 7
«Чтение чувашской сказки «Мышка Вострохвостик» |
Воспитывать эмоционально – образное восприятие произведения, учить осмысливать идею; уточнить знания детей о жанровых особенностях сказки: учить осознавать и объяснять смысл пословиц; развивать умение подбирать и применять в самостоятельных высказываниях образные выражения; формировать навыки творческого рассказывания; ввести в словарь детей новые слова: ладья, березовая лычка.
|
1. Чтение пословицы «Плохи друзья, коли до черного дня», осознание и объяснение смысла пословицы
2. Чтение чувашской сказки «Мышка Вострохвостик
3. Беседа по прочитанному произведению
4. Творческое рассказывание (составление рассказов детьми)
5. Загадывание описательных загадок
6. Пальчиковая гимнастика |
4-я
неделя |
Занятие 8
«Рассматривание картины В. Серова «Октябрь». Повторение стихотворений об осени. Чтение рассказа Г. Скребицкого «Осень»
|
Воспитывать эмоциональное восприятие произведений живописи, учить передавать свои впечатления; обогащать словарь детей определениями, активизировать использование в речи глаголов, синонимов, антонимов; учить выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией свои чувства и впечатления. |
1. Беседа об осени: ранней, золотой, поздней с использованием иллюстраций
2. Чтение рассказа Г. Скребицкого «Осень»
3. Беседа по прочитанному произведению
4. Рассказывание детьми стихотворения С. Когана «Листки»
5. Рассматривание репродукции картины В. Серова «Октябрь»
6. Слушание записи А. Вивальди «Времена года»
7. Чтение детьми наизусть стихотворения И. Мазнина «Осень» |
|
Ноябрь |
1-я неделя |
Занятие 9
«Малые фольклорные формы. Составление рассказов по пословицам» |
Дать детям представление о жанровых особенностях, назначении пословиц и поговорок, их отличии от произведений других малых фольклорных форм; учить осмысливать значение пословиц, составлять по ним небольшие рассказы, сказки, отражающие это значение. |
1. Беседа о малых фольклорных формах - пословицах
2. Рассматривание иллюстраций
3. Д/и «Подбери пословицу к иллюстрации»
4. Составление небольших рассказов по пословицам.
5. Рисование рисунков к пословицам
6. Рассказ воспитателя
7. Загадывание загадок |
2-я
неделя |
Занятие 10
«Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа» |
Учить детей понимать юмор ситуации; уточнить представления детей об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров; учить детей придумывать продолжение и окончание рассказа. |
1. Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа»
2. Беседа по прочитанному произведению
3. Деление рассказа на части – начала, середина и конец. Придумывание названий к каждой части.
4. Рисование рисунков
5.Творческое задание: придумать окончание рассказа |
3-я
неделя |
Занятие 11
«Чтение норвежской народной сказки «Пирог» |
Познакомить детей с норвежской сказкой; учить находить сходство и различие в сюжетах, идее, характерах героев сказок «Пирог» и «Колобок»; учить детей замечать выразительные средства, понимать целесообразность их использования в тексте. |
1.Рассказ воспитателя
2.Чтение норвежской народной сказки «Пирог»
3. Беседа по прочитанному произведению
4. Сравнение норвежской народной сказки «Пирог» с русской народной сказкой «Колобок»
5. Придумывание другого окончания к сказке «Пирог» |
4-я
неделя |
Занятие 12
«Чтение главы из книги А. Милна «Винни – Пух и все-все-все»
|
Подбирать и применять в самостоятельном высказывании образные выражения; подводить детей к пониманию переносного значения пословиц и поговорок; формировать навыки творческого рассказывания. |
1.Пение песенки из произведения
2. «Чтение главы из книги А. Милна «Винни – Пух и все-все-все»
3. Беседа по прочитанному произведению
4. Чтение пословицы «Одинокое дерево ветер валит, а густому лесу и буран не страшен», осознание и объяснение смысла пословицы
5. Составление детьми рассказов по пословице |
|
Декабрь |
1-я
неделя |
Занятие 13
«Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масленый»
|
Учить детей понимать характеры и поступки героев; замечать и понимать образные выражения; ввести в речь детей фразеологизмы («душа в душу», «водой не разольешь»); учить придумывать другое, непохожее окончание сказки. |
1. Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масленый»
2. Беседа по прочитанному произведению
3. Придумывание веселого конца к сказке
4. Пальчиковая гимнастика |
2-я
неделя |
Занятие 14
«Литературная викторина» |
Закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях, выявить представления о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, произведений малых фольклорных форм; соотносить переносное значение пословиц, образных выражений с соответствующей литературной или речевой ситуацией. |
1. Беседа о жанрах произведений
2. Рассказывание стихотворений С. Когана «Монетки», И. Мазнина «Осень» детьми
3. Д/и «Узнай сказку по отрывку»
4. Д/и «Назови сказку по иллюстрации»
5. Д/и «Закончи пословицу»
6. Д/и «Постройся по порядку» (карточки с эпизодами сказки) |
3-я
неделя |
Занятие 15
«Чтение татарской народной сказки «Три дочери» и рассказа В. Осеевой «Три сына»
|
Учить детей чувствовать и понимать характеры персонажей, воспринимать своеобразие построения сюжета, замечать жанровые особенности композиции и языка сказки и рассказа; учить детей передавать свое отношение к персонажам. |
1. Д/и «Ласковое словечко»
2. Знакомство с пословицами
3. Чтение сказки «Три дочери»
4. Беседа по прочитанному произведению
5. Чтение рассказа В. Осеевой «Три сына»
6. Беседа по прочитанному произведению
7. Сравнительный анализ сказки и рассказа |
4-я
неделя |
Занятие 16
«Заучивание стихотворения
И. Сурикова «Зима»
|
Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения, находить пейзажную картину по образному описанию, обосновывать свой выбор; упражнять в подборе эпитетов, сравнений, метафор для описания зимней природы. |
1. Беседа о зиме, ее признаках
2. Чтение стихотворения И. Сурикова «Зима»
3. Беседа по прочитанному произведению
4. Рассматривание иллюстраций
5. Д/и «Подбери иллюстрацию к стихотворению
6. Наблюдение за изменениями в природе на прогулке
7. Экспериментальная деятельность |
|
Январь |
2-я
неделя |
Занятие 17
«Чтение сказки Д. Родари «Большая морковка» Сопоставительный анализ с русской народной сказкой «Репка»
|
Учить детей чувствовать и понимать сходство и различие в построении сюжетов, в идеях двух сказок; замечать выразительные средства, понимать целесообразность их использования в тексте; придумывать разные варианты окончания сказки. |
1. Чтение сказки
2. Беседа по прочитанному произведению
3. Сопоставительный анализ сказки Д. Родари «Большая морковка» и русской народной сказки «Репка»
4. Рассматривание иллюстраций
5. Составление детьми своих вариантов окончания сказки
6. Инсценировка понравившихся окончаний сказки |
3-я
неделя |
Занятие 18
«Малые фольклорные формы. Составление рассказов по пословицам» |
Уточнить представления детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки, песенки, загадки, чистоговорки, пословицы); учить пониманию переносного значения образных выражений; учить составлять рассказы, сказки по пословицам с использованием образных выражений; формировать выразительность, точность речи. |
1. Рассказ воспитателя о малых фольклорных формах: потешках, песенках, загадках, чистоговорках, пословицах
2. Д/и «Найди ласковое словечко»
3. Загадывание загадок
4. Проговаривание чистоговорок
5. Чтение пословиц
6. Составление рассказов по пословицам
7. Д/и «Назови близкое по значению слово»
8. Д/и «Закончи предложение» |
4-я
неделя |
Занятие 19
«Чтение калмыцкой сказки «Плюх пришел!» Сопоставление с русской народной сказкой «У страха глаза велики»
|
Познакомить детей с калмыцкой сказкой; учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, чувствовать сходство и различие в построении сюжетов, идеях, языке двух сказок. |
1. Беседа по содержанию сказки «У страха глаза велики»
2. Чтение калмыцкой сказки «Плюх пришел»
3. Беседа по прочитанному произведению
4. Игровое упр. «Испуганный человек»
5. Игровое упр. «Скажи испуганным голосом»
6. Сопоставление калмыцкой сказки «Плюх пришел» с русской народной «У страха глаза велики»
7. Д/и «Измени окончание сказки» |
|
Февраль |
1-я неделя |
Занятие 20
«Чтение нанайской сказки «Айога». Анализ пословиц»
|
Учить понимать и оценивать характер главной героини; закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведений; учить понимать переносное значение пословиц, поговорок; воспитывать отрицательное отношение к лени. |
1. Чтение пословиц и поговорок
2. Игровое упр. «Изобрази ленивого человека (злого, доброго)»
3. Чтение нанайской сказки «Айога»
4. Беседа по прочитанному произведению
5. Рассматривание иллюстраций
6. Анализ пословиц: «Лениться да гулять – добра не видать», «Ленивому и лениться лень»
7. Составление рассказов по пословице «Лениться да гулять – добра не видать» |
2-я
неделя |
Занятие 21
«Чтение рассказа Н. Носова «На горке» |
Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительные изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания; обогащать речь фразеологизмами; учить понимать переносное значение некоторых словосочетаний, предложений. |
1. Упражнение «Скажи по-другому»
2. Рассматривание картины «На горке»
3. Беседа о зимних забавах детей
4. Чтение рассказа Н. Носова «На горке»
5. Беседа по прочитанному произведению
6. Анализ пословиц: «Любишь кататься, люби и саночки возить», «Дружно не грузно, а врозь хоть брось»
7. Упражнение «Я начну, а вы закончите» |
3-я
неделя |
Занятие 22
«Чтение стихотворения С. Михалкова «Дядя Степа» |
Учить детей чувствовать и понимать характер образов произведений, взаимосвязь описанного с реальностью; развивать способность замечать особенности поэтического строя, языка стихотворения; учить понимать переносное значение метафор, фразеологизмов. |
1. Упражнение «Скажи по-другому»
2. Д/и «Скажи наоборот»
3. Чтение стихотворения С. Михалкова «Дядя Степа»
4. Беседа по прочитанному произведению
5. Составление рассказов детьми «Добрый поступок» |
4-я
неделя |
Занятие 23
«Чтение сказки Д. Родари «Дудочник и автомобили»
|
Учить детей понимать характеры сказочных героев, ситуации; развивать умение придумывать разные варианты окончаний сказки; формировать умение активно использовать запас образной лексики в собственных сочинениях. |
1. Чтение сказки Д. Родари «Дудочник и автомобили» без окончания
2. Беседа по прочитанному произведению
3. Придумывание окончаний к сказке
4. Чтение вариантов окончаний сказки Д. Родари
5. Рассматривание иллюстраций
6. Рисование иллюстраций к сказке |
|
Март |
1-я
неделя |
Занятие 24, 25
«Чтение русской народной сказки «Хаврошечка». Малые фольклорные формы»
|
Учить детей чувствовать и понимать целесообразность использования в произведении выразительно-изобразительных средств; обогащать их речь фразеологизмами, учить понимать переносное значение |
1. Чтение р.н.ск. «Хаврошечка»
2. Беседа по прочитанному произведению
3. Д/и «Закончи предложение»
4. Словарная работа (журить, лихо, холсты)
5.Упражнение «Объясни смысл выражения»
6. Д/и «Подбери пословицу к иллюстрации» |
2-я
неделя |
Занятие 26
«Литературная викторина «Поэты – детям». Чтение стихотворений А. Барто, с. Михалкова»
|
Систематизировать знания детей о литературном творчестве А. Барто, С. Михалкова; добиваться выразительного чтения детьми стихотворений; умение придумывать сказки и загадки по предложенному началу на заданную тему |
1. Тематическая выставка «Поэты – детям», портреты А. Барто, С. Михалкова
2. Рассказ воспитателя о творчестве А. Барто
3. Чтение стихотворений А. Барто «Игрушки» детьми
3. Инсценирование стихотворения «Как Вовка стал старшим братом»
4. Беседа по произведению
5. Беседа о творчестве С. Михалкова
6. Чтение стихотворения С. Михалкова «Заяц-портной»
7. Творческое задание: придумать, как заяц шил штаны медвежонку и почему их нельзя было надеть. |
3-я
неделя |
Занятие 27
«Заучивание стихотворения С. Маршака «Стихи о весне»
|
Учить детей чувствовать напевность, ритмичность языка стихотворения, передавать свое отношение к содержанию; формировать навыки выразительного использования стихотворения. |
1. Наблюдения за изменениями в природе на прогулке
2. Беседа о весне, о признаках весны
3. Рассматривание иллюстраций
4. Чтение стихотворения С. Маршака «Стихи о весне»
5. Беседа по прочитанному произведению
6. Рассказывание стихотворения детьми |
4-я
неделя |
Занятие 28
«Чтение сказки Ш. Перро «Фея» |
Учить детей чувствовать и понимать характер образов сказки, соотносить идею с содержанием, сравнивать сказку с другими похожими произведениями; учить воспринимать яркие выразительные средства сказочного повествования (фантастические превращения, афористичность языка, противопоставления); развивать умение придумывать различные варианты сказочных приключений. |
1. Чтение сказки Ш. Перро «Фея»
2. Беседа по прочитанному произведению
3. Д/и «Подбери пословицу к сказке»
4. Д/и «Сказочные слова»
5. Д/и «Награди сестер» |
|
Апрель |
1-я
неделя |
Занятие 29
«Чтение сказки Д. Родари «Волшебный барабан»
|
Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать характеры сказочных героев; формировать образную речь. |
1. Чтение сказки
2. Беседа по прочитанному произведению
3. Придумывание продолжения и окончания сказки
4. Д/и «Подбери нужные слова» |
2-я
неделя |
Занятие 30
«Чтение русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
|
Учить замечать и использовать выразительные средства языка сказки (повторы, «сказочные» слова, образные выражения); уточнить понимание значения слов и выражений: ведомо, мочи нет, хоромы; с помощью специальных упражнений способствовать усвоению образного строя языка сказки |
1. Чтение сказки
2. Беседа по прочитанному произведению
3. Д/и «Сказочные слова»
4.Словарная работа: ведомо, мочи нет, хоромы
5. Рассматривание иллюстраций
6. Д/и «Закончи предложение» |
3-я
неделя |
Занятие 31
«Малые фольклорные формы. Составление рассказов по пословице»
|
Уточнить представления детей о жанровых особенностях, назначении пословиц, поговорок; учить детей осмысливать переносное значение образных слов и словосочетаний, пословиц, составлять по ним небольшие рассказы и сказки. |
1. Загадывание загадок
2. Д/и «Скажи по-другому – анализ фразеологизмов
3. Анализ пословиц
4. Творческое задание: составить рассказ или сказку по пословице «Одна пчела много меда не наносит» |
4-я
неделя |
Занятие 32
«Заучивание стихотворения Я. Акима «Апрель»
|
Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией задушевность, нежное отношение к еще робкой весне; воспроизводить в своей речи образные выражения из текста |
1. Вступительная беседа о весне
2. Чтение стихотворения
3. Беседа по прочитанному произведению
4. Рассматривание иллюстраций
5. Чтение стихотворения детьми |
|
Май |
1-я
неделя |
Занятие 33
«Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино» |
Вызвать у детей радость от общения со сказкой, от возможности поиграть в нее; продолжать учить детей осмысливать содержание, характеры персонажей; развивать речетворческие способности детей: умение придумывать разные варианты концовок. |
1. Чтение сказки
2. Беседа по прочитанному произведению
3. Творческое задание: придумать конец сказки (грустный, смешной, глупый)
4. Рисование иллюстрации к сказке |
2-я
неделя |
Занятие 34
«Чтение главы из книги А. Милна «Винни Пух и все-все-все». Творческие задания
|
Вызвать у детей радостное настроение от встречи с любимыми сказочными героями; развивать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, последовательность событий, придумывать новые эпизоды, названия |
1. Чтение сказки
2. Беседа по прочитанному произведению
3. Творческое задание: придумать , что же происходило в пчелином дупле.
4. Рисование иллюстрации к сказке |
3-я
неделя |
Занятие 35
«Заучивание стихотворения А. Прокопьва «Веснянка»
|
Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, чувствовать напевность языка, передавать с помощью интонации радость от прихода весны, ее жизнеутверждающую силу; формировать образную речь: понимание образных выражений в поэтическом тексте, умение самостоятельно подбирать эпитеты, сравнения для описания картин весенней природы. |
1.Д/и «Подбери нужное слово»
2. Рассматривание иллюстраций
3. Чтение стихотворения
4. Беседа по прочитанному произведению
5. чтение стихотворения детьми
6. Рисование: «пришла весна с золотистым гребнем» |
4-я
неделя |
Занятие 36
«Заучивание стихотворения С. Есенина «Черемуха»
|
Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, чувствовать напевность языка: развивать образную речь: понимание языковых выразительных средств, умение самостоятельно подбирать эпитеты, сравнения для образного описания картин весенней природы |
1.Слушание пьесы П.И. Чайковского из альбома «Времена года»
2. Рассматривание репродукций о весенней природе
3. Беседа о весне
4. Чтение стихотворения
5. Беседа по прочитанному произведению
6. Чтение стихотворения детьми
7. Загадывание загадок |