МАДОУ детский сад №51 город Томск

Перспективное планирование занятий по разделу «Развитие речи» в старшей группе детского сада


 

Ме-сяц

 

Неделя

 

 

Тема

 

 

Цель

 

 

Формы работы с детьми на занятиях и вне занятий

 

 

1-я

 недели

 

Адаптация.

 

Диагностика знаний, умений и навыков детей.

2-я

 недели

3-я неделя

Занятие 1

 

«Пересказ сказки «Лиса и рак»»

Связная речь:учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку без помощи вопросов воспитателя; подвести к составлению описательного рассказа по картине «Лиса»;

Грамматика: учить образовывать близкие по смыслу однокоренные слова;

Словарь:учить использовать в речи слова с противоположным значением (большой – маленький, сильный – слабый, быстро – медленно);

Звуковая культура речи: развивать голосовой аппарат (произнесение чистоговорок громко, тихо, шепотом)

1.Загадка

2. Рассматривание картины «Лиса с лисятами»

3. Беседа по картине

4. Д/и «Скажи ласково»,

5. Д/и «Скажи наоборот»

6. Рассказывание сказки «Лиса и рак»

7. Беседа по прочитанному произведению

8. Инсценировка сказки детьми

9. Физминутка «Кто как двигается»

10. Рассказывание по картине

11. Чистоговорка «Саша в лесу встретил лису»

4-я неделя

Занятие 2

 

«Рассказыва-ние по картине «Кошка с котятами»

Связная речь: учить детей составлять небольшой сюжетный рассказ по картине: рассказывать о событиях, предшествовавших изображенным на картине, придумывать концовку;

Грамматика: учить отмечать и называть различие и сходство между кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего вида, поведения; подбирать точные слова для характеристики действий (активизация глаголов);

 Словарь: учить самостоятельно образовывать клички животных;

Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков с и з; учить дифференцировать эти звуки на слух; произносить их протяжно и с разной силой голоса; закрепить умение самостоятельно подбирать нужное по смыслу слово, быстро и громко произносить его, вслушиваться в его звучание

1.Загадка

2. Рассматривание картины «Кошка с котятами»

3. Беседа по картине

4. Рассказывание по картине

5. Физминутка «Котенок»

6. Игра «Комары и осы»

7. Игра «Эхо»

8. Игра в кругу «Назови слово»

9. Психоречевая гимнастика «Отшагай скороговорку»:

Кот ловил мышей и крыс,

Кролик лист капустный грыз.

10. Речевая п/и «Кошка»

Октябрь

1-я неделя

Занятие 3

 

«Рассказыва-ние о личных впечатлениях на тему «Наши игрушки»

Связная речь: учить детей давать описание внешнего вида игрушки, рассказать о том, как с нею можно играть, какие игрушки есть дома;

Грамматика и словарь: закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями;

Звуковая культура речи: воспитывать умения произносить слова со звуками с и з отчетливо и внятно, выделять эти звуки из слов, слова с этими звуками из фраз; регулировать силу голоса (произнесение фразы и отдельных слов громко, тихо и шепотом), произносить фразы на одном выдохе, а звуки с и з в словах протяжно; различать на слух звуки в словах и слова с заданным звуком, находящимся в любой позиции

1.Составление рассказа о любимой игрушке

2. Загадки

3. Д/и «Из чего сделана игрушка?»

4. Речевая п/и «Маша и куклы»

5. Д/и «Назови слова со звуком с или з»

6. Чистоговорки:

са-са-са – залетела к нам оса,

су-су-су – в лесу видели лису,

за-за-за – прилетела стрекоза,

Зу-зу-зу – мы поймали стрекозу

7. Скороговорка: Видит волк козу, забыл и грозу

2-я неделя

Занятие 4

 

«Рассказыва-ние по скороговорке»

Связная речь: воспитывать навыки связной речи;

Грамматика: учить использовать в речи сложноподчиненные предложения;

Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков с и ц, учить детей дифференцировать эти звуки на слух и в собственной речи, отчетливо произносить слова и фразы с этими звуками; произносить фразы в различном темпе (умеренно, быстро, медленно), с разной силой голоса (громко, тихо, шепотом)

1.Артикуляционная гимнастика

2. Игра «Хлопай – топай» (звуки с,ц)

3. Загадки

4. Чистоговорки:

Со-со-со – нам сменили колесо,

Цо-цо-цо – снесла курица яйцо

5. Д/и «Найди звук»

6. Физминутка «Спит спокойно старый слон» (С. Маршак)

7. Чтение стихотворения А. Капралова «Курица и цыплята»

8. Составление рассказов на тему: «Любовалась цыплятами курица: что ни цыпленок, то умница»

9. Д\и «Добавь слово»

10. Скороговорки: Из соседнего колодца целый день водица льется; скворцы и синицы – веселые птицы.

3-я неделя

Занятие 5

 

«Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?»»

Связная речь: учить детей выразительно пересказывать текст;

Грамматика: упражнять в образовании форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих названия детенышей животных; формировать представление о том, что не все детеныши имеют свое название

Словарь: активизировать в речи детей глаголы, учить подбирать по смыслу глаголы к существительным;

1.Чтение рассказа

2. Беседа по прочитанному произведению

3. Пересказ произведения

4. Игра на внимание «Кто пропал?»

5. Рассказ воспитателя

6. Речевая п/и «Птички»

7. Психоречевая гимнастика: повторение цепочек слов

4-я

неделя

Занятие 6

 

«Рассказыв-ание по картине «Строим дом»

Связная речь: учить детей составлять сюжетный рассказ по картине, придумывать продолжение сюжета, название картины;

Словарь: воспитывать умение подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей;

Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков ш, ж, учить дифференцировать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова с этими звуками, делить двусложные слова на части и произносить каждую часть слова; показать последовательность звучания слогов в слове

1.Рассматривание картины «Строим дом»

2. Беседа по содержанию картины

3. Составление рассказа по картине

4. Игра «Эхо»

5. Д/и «Найди звук»

6. Д/и «Прохлопай слово»

7. Артикуляционная гимнастика: повторение слоговых цепочек

8. Речевая п/и «Строим дом»

9. Д/и «Подбери подходящие слова к слову дом»

Ноябрь

1-я неделя

Занятие 7

 

«Составление рассказов на темы стихотворе-ний»

Связная речь: учить детей рассказывать связно и живо, не отступая от заданной темы;

Грамматика: упражнять в образовании названий детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа; закрепить представление о том, что не все детеныши имеют специальное название; активизировать в речи детей сложноподчиненные предложения;

Звуковая культура речи: учить выделять из предложений слова со звуками ш и ж, четко произносить фразы (чисто- и скороговорки), насыщенные данными звуками; произносить фразы с различной громкостью: громко, тихо, шепотом; учить делить трехсложные слова на части, произносить каждую часть слова, определять порядок слогов в слове

1.Чтение стихотворения Т. Волжиной «Где чей дом?»

2. Беседа по прочитанному произведению

3. Д/и «Один – много»

4. Загадки

5. Д/и «Найди звук»

6. Составление рассказов детьми

7. Скороговорка: хорош пирожок, внутри творожок

8. Д/и «Прошагай слово»

2-я

неделя

Занятие 8

 

«Рассказыва-ние на заданную тему»

 

Связная речь: учить составлять короткий рассказ на заданную тему;

Грамматика: закрепить у детей умение образовывать названия детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа; активизировать в речи детей сложноподчиненные предложения;

Звуковая культура речи: учить подбирать слова, сходные по звучанию

1.Чтение стихотворения И. Токмаковой «Где спит рыбка?»

2. Д/и «Кто с кем?»

3. Д/и «Чей дом?»

4. Составление рассказов по опорным  картинкам

5. Загадки о животных

6. Д/и «Кто кем будет?»

7. Д/и «Сочиняем стихи»

8. Пальчиковая гимнастика «Зайцы»

9. Д/и «Наоборот»

3-я

неделя

Занятие 9

 

«Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята»

 

Связная речь: учить детей выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя;

Грамматика: учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;

Словарь: учить придумывать загадки; подбирать по смыслу названия качеств (прилагательные) и действий (глаголы);

Звуковая культура речи: учить пользоваться восклицательной интонацией.

1.Загадки о лисе

2.Чтение рассказа Е. Чарушина «Лисята»

3. Беседа по прочитанному произведению

4. Пересказ рассказа

5. Рассматривание иллюстраций

6. Д/и «Четвертый лишний»

7.Артикуляционная гимнастика: повторение слоговых цепочек

8. Чтение художественной литературы: К. Ушинский «Лиса Патрикеевна», Е. Чарушин «Лиса»

4-я

неделя

Занятие 10

 

«Рассказывание по картине «Ежи»

 

Связная речь: учить детей составлять рассказ по картине, используя имеющиеся у них знания о жизни диких животных (ежей)

Грамматика: активизировать в речи детей сложноподчиненные предложения;

Словарь: воспитывать умение понимать смысл образных выражений в загадках;

Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков  ч и щ; учить различать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова с ч и щ, выделять эти звуки в словах.

1.Загадки о еже

2. Рассматривание картины «Ежи»

3. Беседа

4. Составление рассказов

5. Чтение художественной литературы:  Б. Заходер «Ежик»,

А. Суконцев «Еж»

6. Игра «Узнай зверя по описанию»

Декабрь

1-я

неделя

Занятие 11

 

«Рассказывание на тему из личного опыта – «Наш живой уголок»

 

Связная речь: учить детей рассказывать о своих личных впечатлениях; воспитывать умение отбирать для рассказа интересное содержание;

Грамматика: учить употреблению трудных форм родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек); воспитывать умение задавать друг другу вопросы;

Звуковая культура речи: учить детей выделять во фразах слова со звуками ч и щ, четко и правильно произносить фразы (чисто- и скороговорки), насыщенные ч и щ, произносить слова громко и тихо.

1. Рассказы детей о своих питомцах

2. Динамическая пауза «Котята»

3. Чтение художественной литературы:

Е. Чарушин «Мурка», «Жучка», «Кролик»

4. Д/и «Узнай по описанию»

5. Д/и «Кто как голос подает»

6. Игра «Кто как передвигается?»

7. Загадки о домашних питомцах

8. Д/и «Назовм слова со звуком Ч, щ»

9. Чистоговорки:

Ча-ча-ча – была Таня у врача,

Ща-ща-ща – поймал Вова леща.

10. Скороговорка: в роще щебечут стрижи, чечетки, щеглы и чижи.

2-я

неделя

Занятие 12

 

«Рассказыва-ние на тему стихотворения С. Капутикян «Маша обедает»

 

 

Связная речь: учить детей составлять короткий рассказ по стихотворению «Маша обедает» и описательный рассказ о предметах посуды;

Грамматика: учить образовывать по аналогии названия предметов посуды (хлебница, сахарница, сухарница, супница);

Словарь: Учить сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств (стеклянный, металлический, пластмассовый), активизировать употребление слов противоположного значения (антонимов) (глубокая-мелкая, большой-маленький, высокий-низкий); закреплять умение классифицировать предметы по качеству (стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный)

1.Чтение стихотворения С. Капутикян «Маша обедает»

2. Лексико-грамматические игры и упражнения:

«Что с чем?»,
 «Из чего?»,

«Из чего сделан предмет?»,

 «Что получилось?»,

 «Какой предмет посуды я задумала?»

 «Сравни предметы»,

 игра с мячом «Отвечай быстро»

3. Психоречевая гимнастика:

- повторение цепочек однокоренных слов;

- считалка «На моей тарелочке»;

- отхлопать каждый слог загадки «Чайник»

3-я

 неделя

Занятие 13

 

«Пересказ рассказа

 Н. Калининой «Про снежный колобок»

 

Связная речь: учить детей передавать литературный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов педагога;

Грамматика: закрепить умение употреблять трудные формы родительного падежа множественного числа существительных (Ботинок, носков, тапочек, рукавичек, варежек);

Словарь: учить подбирать подходящие по смыслу определения (активизация прилагательных);

Звуковая культура речи: привлечь внимание детей к громкости и четкости произнесения слов

1.Чтение стихотворения И. Сурикова «Зима», рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок»

2. Беседа по прочитанным произведениям

3. Загадки

4. Игра «Чего не стало?»

5. Д/и «Хочу – хотим»,

«Что у кого?»,

«Скажи наоборот»,

6. Психоречевая гимнастика:

«Исправь ошибку» (ударение),

«Повтори цепочку слов, пропустив лишнее»

7. Речевая п/и «Сапожки»

4-я

неделя

Занятие 14

 

«Рассказывание по картине «Речка замерзла»

 

Связная речь: учить детей составлять рассказ по картине, при описании событий указывать место и время действия;

Грамматика: учить согласовывать в роде глагол прошедшего времени с существительным;

Словарь: воспитывать умение понимать оттенки значения слова;

Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков с и ш, учить различать эти звуки, произносить их протяжно, на одном выдохе; отчетливо и внятно произносить слова с с и ш; закрепить умение делить слова на части – слоги.

1.Рассматривание картины

2. Беседа по картине

3. Составление рассказов детьми «Речка замерзла»

4. Динамическая пауза «Снежки»

5. Д/и «Назови имя со звуком с, ш»,

«Прохлопай слово»,

«Повтори, не ошибись»

«Заверши фразу»

6. Психоречевая гимнастика:

- Речевая п/и «Зимой»,

- Отшагай скороговорку:

 «Такой мороз, такой мороз.

  Берет за нос, дерет до слез»

- Считалка под мяч «Снегопад»:

Снего-снего-снегопад,

Каждый очень, очень рад,

Будут лыжи и коньки,

Будут санки и снежки

Январь

2-я

неделя

Занятие 15

 

«Рассказыва-ние на тему из личного опыта – «Игры зимой»

 

Связная речь: учить детей составлять связный рассказ о впечатлениях из личного опыта, не отступая от заданной темы;

Грамматика: упражнять в употреблении предлогов с пространственным значением;

Звуковая культура речи: учить отчетливо и внятно произносить фразы, насыщенные словами со звуками с и ш, говорить с разной громкостью голоса, изменять темп речи, выделять голосом из фразы отдельные слова» обратить внимание детей на то, что слоги в слове звучат по-разному: один из них произносится немного протяжнее, громче; учить замедленно проговаривать слова, вслушиваться в звучание слогов в слове.

1.Беседа о времени года

2.  Словесная игра «Хорошо – плохо» (ТРИЗ)

3. Физкультминутка «Мы бежим с тобой на лыжах»

4. Д/и «Снежные слова»

5. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»

6. Упражнение «Погреем ушки»

7.Составление рассказа «Зимние забавы»

8. Рассматривание картины «Медвежья семья», беседа

9. Игра «Закончи шутку – чистоговорку»

10. Чистоговорки:

«Купили Саше Сушки»

«Шла Саша по шоссе»

11. Скороговорка: «Саше дали кашу, а Клаше простоквашу»

3-я

 неделя

Занятие 16

 

«Рассказыва-ние на темы скороговорок»

 

Связная речь: учить детей самостоятельно составлять короткий рассказ на темы скороговорок;

Грамматика: упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа;

Звуковая культура речи: учить различать на слух звуки з и ж; подбирать слова с этими звуками и выделять их на слух из связной речи, произносить изолированные звуки з и ж протяжно, четко с различной силой голоса (громко, тихо); упражнять в четком, внятном произнесении слов и фраз с з и ж с различной громкостью и в различном темпе; учить определять местонахождение ударного слога в двусложном слове, закрепить представление о значении термина «ударение».

1.Соревнование: произнеси звук з, ж  протяжно.

2. Игра «Эхо»

3. Д/и «Кого не стало?»

4. Чтение стихотворений «Зайка», «Жук»

5. Д/и «Найди звук»

6. Чистоговорки:

За-за-за – приближается гроза.

Жа-жа-жа – залетели два чижа.

7. Скорговорка: «Волк на лужайке – задрожали зайки»

8. Составление рассказов на тему скороговорки

9. Д/и «Сколько слогов?»

4-я

неделя

Занятие 17

 

«Пересказ сказки «Петух да собака»

 

Связная речь: учить детей пересказывать сказку без помощи вопросов воспитателя, выразительно передавая диалог действующих лиц;

Грамматика: учить использовать сложноподчиненные и вопросительные предложения; ориентироваться на окончания слов при согласовании существительных и прилагательных в роде; образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных;

Словарь: учить детей подбирать прилагательные и глаголы к существительным лиса и собака;

Звуковая культура речи: подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном ритме.

1.Загадки о лисе, собаке, беседа

2. Чтение сказки «Петух да собака»

3. Беседа по прочитанному произведению

4. Пересказ сказки детьми по ролям

5. Д/и «Закончи предложение»,

«У кого сколько?»

«Четвертый лишний»

«Найди сходства и различия»

«Какой звук потерялся?»

6. Рассматривание иллюстраций

Февраль

1-я неделя

Занятие 18

 

«Рассказыва-ние по картине «Северные олени»

 

Связная речь: учить детей составлять сюжетный рассказ по картине, используя свои знания о внешнем виде и жизни животных (северные олени);

Грамматика: упражнять в образовании названий детенышей животных с уменьшительными суффиксами;

Словарь: учить подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида животных; активизировать в речи детей антонимы;

Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков ч и ц, учить различать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова с ч и ц.

1.Рассматривание картины «Северные олени»

2. Беседа по картине

3. Составление рассказов детьми

4. Динамическая пауза «Оленята»

5. Загадки

6. Лексико-грамматические игры и упражнения:

- «Накормим зверей»,

- «Кто около?»,

- «Найди ошибку»,

- «Один – много»

7.Речевая п/и «Олень»

2-я

неделя

Занятие 19

 

«Составление описательного рассказа «Зима»

 

Связная речь: учить детей при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений (простые распространенные и сложные)

Грамматика: совершенствовать синтаксические навыки, используя ситуацию «письменной речи» (ребенок рассказывает, воспитатель записывает рассказ); объяснить название и правила игры «Живые слова»;

Словарь: учить подбирать определения к заданным словам;

Звуковая культура речи: добиваться четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки ц и ч, приучать правильно пользоваться интонацией вопроса, делить трехсложные слова на слоги.

1.Загадки о зиме

2. Рассматривание иллюстраций

3.Наблюдение за изменениями в природе на прогулке

4. Составление рассказов о зиме

Д/и : «Снежные слова,

«Закончи предложение»,

«Живые слова»,

«Где это бывает?»,

«Узнай месяц зимы по описанию»

5.Чтение стихотворений «Выучка»  Б. Авдеенко,

 «Курица и цыплята» А. Капралова

6. Скороговорки:

«Цыпленок с курицей пьет чай на улице»,

«Очень часто бьются у Танечки блюдца»

3-я

 неделя

Занятие 20

 

«Игра «Живые слова»

 

Ознакомление с предложением: дать представление о последовательности слов в речи; ввести термин «предложение»; учить детей составлять и распространять предложение, правильно «читать» его; упражнять в «чтении» предложения после перестановки одного слова; закреплять умение называть слова в предложении последовательно и вразбивку;

Звуковая культура речи: учить подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном воспитателем ритме; упражнять в произнесении чистоговорок с разной силой голоса.

1.Игра «Живые слова»

2. Работа над предложением

3. Игра «Добавь слово

4. Игра «Угадай слово»

5. Чтение стихотворения Е. Серовой «Подскажи словечко»

6. Д/и «Продолжи предложение»

7. Игра «Прибавь или удали одну букву»

8. Чистоговорки

4-я

неделя

Занятие 21

 

«Пересказ сказки «Лиса и кувшин»

 

Связная речь: учить детей рассказывать сказку без помощи вопросов воспитателя, выразительно передавать разговор лисы с кувшином;

Словарь: объяснить детям значение слова жать; учить подбирать синонимы к глаголам, составлять предложения с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу;

Ознакомление с предложением: учить детей в игре составлять из отдельных слов предложение; упражнять в «чтении» предложения после перестановки каждого слова;

Звуковая культура речи: упражнять в употреблении разных интонаций (сердитая, просительная, ласковая).

1. Словарная работа

2. Чтение сказки «Лиса и кувшин»

3. Беседа по прочитанному произведению

4. Пересказ сказки детьми по ролям

5. Д/и  «Живые слова»,

 6. Д/и  «Добавь слово»

 7. Д/и  «Угадай, какое слово заблудилось»

Март

1-я

неделя

Занятие 22

 

«Рассказывание по картине «Лошадь с жеребенком»

 

Связная речь: учить детей составлять описательный рассказ по картине, используя наиболее точные слова для обозначения цвета, величины;

Звуковая культура речи: упражнять в отчетливом произнесении скороговорки в разном темпе и с разной силой голоса;

Ознакомление с предложением: закреплять в игре умение детей строить предложение из заданного набора слов, менять порядок слов в предложении; упражнять в «чтении» предложения, в назывании слов по порядку и вразбивку.

1.Загадка

2. Рассматривание картины

3. Беседа по картине

4. Составление рассказа по картине

5. Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Лошадка»

6. Скороговорка: «От топота копыт пыль по полю летит»

7. Д/и «Какое слово заблудилось?»

2-я

неделя

Занятие 23

 

«Рассказывание на тему «Как цыпленок заблудился»

 

Связная речь: подвести детей к самостоятельному продолжению и завершению рассказа, начатого воспитателем;

Ознакомление с предложением: воспитывать умение составлять из готового предложения новое путем последовательной замены слов и «читать» новый текст;

Звуковая культура речи: закреплять представление о слоге и ударении.

1.Рассказ воспитателя

2. Составление рассказов детьми

3. Д/и «Живые слова»

4. Д/и «Замени слово»

5. Д/и «Прошагай слово»

3-я

 неделя

Занятие 24

 

«Рассказывание на заданную тему»

 

 

Связная речь: учить детей составлять рассказ на тему, предложенную воспитателем;

Грамматика: учить самостоятельно образовывать названия посуды;

Словарь: уточнить знания значения слов мебель и посуда; учить сравнивать предметы, точно обозначая словом черты сходства и различия; находить смысловые несоответствия в тексте стихотворения и аргументировать свои суждения;

Ознакомление с предложением: упражнять в построении предложений.

1.Рассказ воспитателя

2. Беседа о мебели и посуде

3. Чтение стихотворения Л. Станчева «Это правда или нет?»

4. Д/и «Распутай нелепицу»

5. Придумывание нелепиц детьми

6. Д/и «Верю – не верю»

7. Д/и «Что для чего?»

8. Д/и «Что забыл нарисовать художник?»

4-я

неделя

Занятие 25

 

«Пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки»»

 

Связная речь: учить детей связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст без помощи вопросов воспитателя;

Ознакомление с предложением: упражнять в составлении предложений – путаниц и в замене слов в этих предложениях;

Словарь: учить подбирать по смыслу определения, слова, близкие и противоположные по смыслу;

Звуковая культура речи: развивать чувство ритма и рифмы (составление шуток чистоговорок)

1.Чтение рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки»

2. Беседа по прочитанному произведению

3. Пересказ рассказа

4. Д/и «Распутай предложение»

5. Придумывание шуток – чистоговорок»

6. Игра на внимание «не попадись на ошибку!»

Апрель

1-я

неделя

Занятие 26

 

«Составление рассказов по набору игрушек»

 

Связная речь: учить детей составлять сюжетный рассказ, выбирая для него соответствующие персонажи (игрушки); давать описание и характеристику персонажей, вводить в повествование диалог;

Словарь: учить подбирать определения к заданным словам;

Ознакомление с предложением: упражнять в составлении предложений из набора слов, самостоятельно придумывать предложения из двух-трех слов;

Звуковая культура речи: учить различать на слух звуки с, с', щ в словах, четко произносить слова с этими звуками.

1.Составление  описательных рассказов

2. Д/и «Составь предложение»

3. Игра на внимание «Кого или чего не стало?»

4. Загадки

5. Д/и «Узнай по описанию»

6. Игра – загадка «Опиши игрушку»

2-я

неделя

Занятие 27

 

«Придумыва-ние сказки на тему «Приключе-ния зайца»

Связная речь: учить детей придумывать сказку по плану, предложенному воспитателем, не отступая от темы, не повторяя сюжетов товарищей;

Грамматика: учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;

Словарь: учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным в роде и числе;

Звуковая культура речи: добиваться внятного и четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки с, с', щ, учить выделять слова с данными звуками из фраз; закреплять представления об ударных и безударных слогах.

1.Загадка

2. Беседа о зайце, его внешнем виде, повадках

3. Д/и «Подбери слово»

4. Чтение стихотворений С. Маршака, А. Кузнецова

5. Д/и «Придумай конец чистоговорки»

6. Скороговорка:

«Носит Сеня сено в сени.

  Спать на сене будет Сеня»

7. Д/и «Где звучит?»

3-я

 неделя

Занятие 28

 

«Рассказыва-ние на предложенную тему»

 

Связная речь: учить детей составлять рассказ на тему сказки;

Грамматика: учить самостоятельно соотносить названия объектов с их изображениями на картинках;

Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков л, л', р, р', изолированных, в словах и фразах; учить детей различать эти звуки в чужой и собственной речи, четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками; учить правильно отгадывать загадки

1.Игра «Хлопай, топай»

2. Загадки

3. Д/и «Назови имя, в котором есть звук л (р)»

4.Чтение сказки Уолта Диснея «Белоснежка и семь гномов»

5. Беседа по прочитанному произведению

6. Составление рассказов «Новоселье гномов»

4-я

неделя

Занятие 29

 

«Пересказ рассказа Я. Тайца «Послушный дождик»

 

Связная речь: учить детей пересказывать текст в ситуации письменной речи (ребенок диктует – взрослый записывает);

Грамматика: подвести к образованию названий лиц по профессии;

Словарь: активизировать в речи детей названия профессий и действий, учить называть предметы, необходимые людям той или иной профессии.

1.Чтение рассказа Я. Тайца «Послушный дождик»

2. Беседа по прочитанному произведению

3. Пересказ текста в ситуации письменной речи

4. Д/и «Назови профессию»

5. Д/и «Что нужно для работы?»

6. Д/и «Кто что делает?»

7. Д/и «Исправь ошибку»

Май

1-я

 неделя

Занятие 30

 

«Рассказыва-ние по картине «Зайцы»

 

Связная речь: учить детей составлять рассказ по картине по плану, предложенному воспитателем, включать в рассказ описание внешнего вида персонажей и их характеристику;

Грамматика: учить образовывать существительные от глаголов (продавать – продавец) и прилагательных (веселый – весельчак);

Звуковая культура речи: учить определять ударение в двухсложном слове.

1.Загадки

2. Рассматривание картины «Зайцы»

3. Беседа по картине

4. Д/и «Расскажи, какой»

5. Д/и «Образуй новое слово»

6. Придумывание загадок детьми

7. Д/и «Подбери слова, сходные по звучанию»

2-я

неделя

Занятие 31

 

«Рассказыва-ние на тему «Как Сережа нашел щенка»

 

Связная речь: учить составлять рассказ по плану воспитателя, образно описывая место действия, настроение героя;

Грамматика: учить построению сложных предложений в ситуации письменной речи; упражнять в образовании слов – названий профессий.

 

1.Составление рассказов детьми

2. Психоречевая гимнастика:

· Слоговой анализ слов,

· Отстукать количество слогов подбородком по тыльной стороне ладони

· Речевая п/и «Космонавт»

3-я

 неделя

Занятие 32

 

«Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик»

 

Связная речь: учить детей связно рассказывать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей; соблюдать композицию сказки;

Грамматика: вырабатывать ориентировку на звучание грамматических форм, при помощи которых образуются новые слова, подводить к усвоению способов словообразования.

Словарь: учить понимать и объяснять смысл поговорок;

1.Чтение сказки В. Сутеева «Кораблик»

2. Беседа по прочитанному произведению

3. Придумывание сказок детьми

4. Поговорка «Один за всех, все за одного», объяснение смысла

5. Чтение стихотворения Ю. тувима «Про пана Трулялинского»

6. Д/и «Закончи строчку»

«Придумай веселое слово»

4-я

неделя

Диагностика знаний, умений и навыков детей.

 

 

Литература в помощь воспитателю

1. В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада

2. О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова, А.И. Максаков, Е.М. Струнина, Т.М. Юртайкина «Занятия по развитию речи в детском саду»

3. Л.Н. Смирнова «Логопедия в детском саду»

4. Максаков А.И «Воспитание звуковой культуры речи дошкольников»

5. Максаков А. И. «Правильно ли говорит Ваш ребенок»,

14 декабря 2014 в 20:24

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.